Продолжая работу по реализации проекта «Социальное сопровождение детей с разрушительным поведением, имеющих тяжелые множественные нарушения развития и их семей для максимально возможного воспитания таких детей в условиях семьи и подготовки их к самостоятельной жизни и интеграции в общество», мы стали использовать методику невербальной коммуникации PECS, которая является одним из направлений ABA. Система PECS основана на классификации вербального поведения, предложенной Скиннером. В 2001 году Фрост и Бонди разработали карточки PECS. Система альтернативной коммуникации с помощью карточекPECS была разработана(Фрост и Бонди) для того, чтобы обеспечить возможность общения лицам с дефицитом коммуникативных навыков. Обязательным условием для начала обучения по системеPECS является наличие у ребенка собственного желания что-то получить или сделать. Первым шагом внашей работы было наблюдение за ребенком и запись данных в таблицу. Второй шаг - провели тестирование мотивационных стимулов, собрали все любимые предметы ребенка вместе и дали ему выбрать один из комплекта. После определения мотивационного стимула были подготовлены материалы:
Далее мы приступили в первому этапу обучения:
Формирование навыка подавать карточку с изображенным предметом для выражения просьбы партнеру по коммуникации. На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых. Один из взрослых- коммуникативный партнер сидит позади ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить, второй взрослый помощник - сидит позади ребенка и физически (своей рукой) направляет руку ребенка к картинке, помогает ему взять ее и протянуть к коммуникативному партнеру. Важно, чтобы оба взрослых молчали. Когда ребенок кладет карточку в руку коммуникативного партнера, только тогда он произносит наименование данного предмета и дает его ребенку. На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не выбор предметов и не разнообразие просьб. Поэтому используется только один предмет и только одна карточка.
Второй этап обучения:
Закрепление и обобщение навыка, полученного на первом этапе. Ко второму этапу можно перейти, если ребенок научился подавать от 10 до 24 карточек и делает это самостоятельно.
Третий этап :
Обучение различию карточек. Первый шаг данного этапа начинается с выбора между двух карточек.
Четвертый этап обучения:
Выбор двумя желаемыми предметами. Применяется процедура пошагового обучения. Когда ребенок научился правильно различать две карточки и выбирать соответствующие предметы, следует добавлять дополнительные карточки, то есть научить ребенка выбирать из трех, четырех, пяти предметов.
Пятый этап обучения:
Ребенок должен открыть книгу PECS, достать соответствующую карточку и протянуть ее.
Метод невербальной коммуникации PECS позволит детям с ограниченными речевыми способностями выражать свои мысли, быть услышанными своими близкими и обществом.
|