Формирование бытовых навыков у детей с ОВЗ – одна из необходимых составляющих социальной адаптации. Детей с ОВЗ приходится специально обучать бытовым навыкам, используя особые приемы.
При выборе навыков для обучения следует учитывать:
-
интересы ребенка – навык не должен вызывать у ребенка негативного отношения;
-
возможности ребенка : необходимо заранее продумать, как особенности двигательной сферы, восприятия, поведения скажутся на обучении тому или иному навыку;
Если у него плохая моторика, то не следует учить, например, заваривать чай – поскольку неосторожное движение может привести к травме.
-
Возможности организации среды для обучения: надо решить, сможем ли мы организовать ситуацию обучения так, чтобы ребенок смог быть самостоятельным.
-
Возможности применения этого навыка в повседневной жизни.
Мы будем учить ребенка навыку мыть посуду, используя расписания.
Что необходимо приготовить:
-
большой таз;
-
фартук и полотенце для рук висят на крюке;
-
губка и моющее средство находятся на краю раковины;
-
сухая тряпка висит на батарее.
После инструкции «Амина, мой посуду», Амина должна:
-
Снять с крючка фартук и надеть его;
-
Достать таз, поставить его на стол рядом с раковиной;
-
Засучить рукава;
-
Открыть кран, поднимая ручку вверх;
-
Взять губку и капнуть на нее одну каплю моющего средства;
-
Намылить тарелки с обеих сторон, сложить тарелки в таз;
-
Намылить ложки, сложить их в таз;
-
Намылить чашки внутри и снаружи, сложить их в таз;
-
Вымыть губку под струей воды;
-
Сполоснуть чашки внутри и снаружи, поставить чашки на сушку;
-
Сполоснуть ложки, поставить их в банку;
-
Сполоснуть тарелки с обеих сторон, поставить их вертикально на сушку;
-
Вымыть таз, поставить его на сушку;
-
Сполоснуть руки, закрыть кран;
-
Вытереть руки о полотенце, висящее на крючке;
-
Взять тряпку с батареи, вытереть стол;
-
Повесить тряпку на батарею;
-
Снять фартук и повесить его на крючок.
|